Как только строительство храма началось, так сразу столкнулось с оппозицией со стороны недоброжелателей. Самаряне были врагами евреев и их религии, и они решили всячески препятствовать им.
I. Они предложили стать партнерами в строительстве, чтобы иметь возможность оттянуть его, но им было отказано (ст. 1−3).
II. Они огорчали и отговаривали иудеев строить храм (ст. 4−5).
III. Они со злым умыслом неверно истолковали царю персидскому действия переселенцев в обвинении, посланном ему (ст. 6−16).
IV. Они получили от него повеление остановить строительство (ст. 17−22) и немедленно повиновались этому приказу (ст. 23−24).
Стихи 1−5. Данные стихи приводят пример старой вражды между семенем жены и семенем змея. Храм Божий еще не построили, но сатана был в ярости, и врата ада решили сражаться против него. Подобным образом и евангельское царство учреждалось с борьбой и соперничеством. В этом плане слава второго храма была выше славы предыдущего, и он был большим прообразом храма Церкви Христовой, чем храм, построенный Соломоном, когда не было противника и не было более препон (3Цар 5:4); но второй храм был построен, несмотря на сильную оппозицию; при этом мудрость, сила и милость Бога значительно больше прославилась, избавившись и победив ее, когда довели дело до конца, и Церковь получила ободрение уповать на Него.
I. Принимавшие участие в строительстве храма в данных стихах названы возвратившимися из плена (ст. 1), и это выставляет их в весьма презренном виде. Они только что вышли из плена, были рождены в плену и все еще несли на себе его отметины; хотя теперь они не были пленниками, но их контролировали те, чьими пленники они недавно были. Израиль был сыном Бога, Его первенцем, но своими грехами продал и поработил себя; так они стали сынами плена (ст. 1, в англ. пер.). Но похоже, мысль об этом оживляла их в работе, ибо из-за своего пренебрежения храмом они потеряли свободу.
II. Угнетатели строителей храма здесь названы врагами Иуды и Вениамина, это не были халдеи или персы (те не беспокоили их «Пусть строят и пользуются»), а остатки десяти колен и иноплеменники, которые присоединились к ним и состряпали смешанную религию, о которой мы уже читали: «Господа они чтили, и богам своим они служили» (4Цар 17:33). Их назвали народом земли (ст. 4). Наихудшими врагами Иуды и Вениамина были те, которые говорили о себе, что они Иудеи, но не суть таковы (Откр 3:9).
III. В действиях оппозиции было много от коварства змея. Узнав, что переселенцы приступили к строительству храма, они сразу осознали, что это нанесет фатальный удар их предрассудкам, и настроились против него. Они не обладали достаточной силой, чтобы вынудить их оставить это дело, но испытали все возможные способы, чтобы эффективно помешать им.
1. Враги предложили свои услуги, чтобы строить вместе с израильтянами, но сделали это лишь для того, чтобы иметь возможность замедлить работу, делая вид, что пытаются помочь.
(1) Их предложение выглядело весьма благовидно: «Будем и мы строить с вами; мы поможем вам разрабатывать план и рассчитывать затраты, потому что мы прибегаем к Богу вашему» (ст. 2). Это была ложь, ибо хотя они искали того же Бога, но не искали Его одного и тем способом, который Он определил, поэтому не искали Его как должно. Тем самым враги хотели, если возможно, препятствовать строительству храма или, по крайней мере, помешать получать удовольствие от его использования; пусть лучше его не будет вообще, чем он будет принадлежать не нам и служить для чистого поклонения единственному истинному Богу. Мы видим, что поцелуи врага обманчивы; его слова слаще масла, но в сердце война.
(2) Но отказ на их предложение был весьма справедлив (ст. 3). Главы поколений Израильских очень быстро разобрались, что те не хотят им предложить помощь, хотя делают вид, а на самом деле замышляют зло, и поэтому (хотя им нужна была помощь, но только такая, на которую можно положиться) сказали им открыто: «Не строить вам вместе с нами; у вас нет ни части, ни жребия в этом деле; вы не являетесь истинными израильтянами и верными поклонниками Бога; вы не знаете, чему кланяетесь (Ин 4:22), и не являетесь теми, с кем мы осмеливаемся иметь общение, поэтому мы сами построим его». Они ссылалась не на закон своего Бога, запрещающий им смешиваться с иноплеменниками (хотя именно на него они взирали), а на касавшийся только их указ царя, которому те уделили бы больше внимания: «Царь Персии повелел нам строить этот дом, и мы не оправдаем оказанного доверия и оскорбим его, если согласимся получить помощь со стороны». Отметьте: совершая доброе дело, нам понадобится мудрость змея так же, как простота голубя; мы также должны (что следует из данной ситуации) остерегаться людей (Мф 10:16−17), быть внимательны к тому, с кем общаемся и на чью руку опираемся. Веря Богу с благочестивым упованием, мы должны верить людям с благоразумной подозрительностью и осторожностью.
2. Когда этот план не удался, они делали все возможное, чтобы отвратить людей от работы и огорчить их. Они ослабляли руки строителей, говоря, что те напрасно пытаются построить его, и называли их глупцами, начавшими то, что не смогут закончить; своими инсинуациями они беспокоили их и отбивали желание работать. Не все с одинаковой ревностью относились к строительству храма. Равнодушных и безразличных людей эти хитрости отвращали от работы, хотя в их помощи очень нуждались (ст. 4). А так как иудеи подозревали их в недоброжелательстве, и все, сказанное ими, не оказало бы на них влияния, то враги тайно подкупали против них советников, которые, делая вид, что дают совет для их блага, на самом деле должны были разубедить их продолжать это дело и тем самым разрушить предприятие их (ст. 5); или же они должны были убедить жителей Тира и Сидона прекратить поставки леса, о чем договорились ранее (Езд 3:7); или же нанятые ими советники, появляясь при дворе царя персидского с просьбой, чтобы им предоставили определенную дотацию или оказали милость, соответственно главному указу, давшему им свободу, должны быть готовы выступить на совете против них. Враги Церкви неугомонны в попытках помешать строительству Церкви Божьей, и этому не следует удивляться. Господин, которому они служат и чью работу выполняют, неустанно обходит землю, чтобы сделать зло. Так пусть те, которые препятствуют совершению доброго дела и ослабляют руки задействованных в нем, увидят, чьему примеру они следуют.
Стихи 6−16. Кир продолжал оказывать поддержку иудеям и содействовать их интересам, и не было никакого смысла пытаться создавать у него предвзятое мнение. Он был движим хорошим принципом, страхом перед Богом и поэтому оставался верен Ему. Он царствовал тридцать лет, но одни полагают, что после завоевания Вавилона и указа об освобождении евреев он царствовал всего три года, другие семь лет, а потом либо умер, либо поручил руководить царством своему преемнику Ахашверошу (ст. 6), которого также называли Артаксерксом (ст. 7). Предполагают, что это тот же человек, которого языческие авторы называют Камбис; он никогда не интересовался презренными иудеями, не заботился о них и не знал Бога Израилева так, как его предшественник. Именно к нему обратились самаряне с письмом, в котором просили остановить строительство храма; они сделали это-в начале его царствования, решив не терять время, ибо им казалось, что новый царь поможет им достичь свою цель. Посмотрите, как бдительны враги Церкви, использующие первую возможность, чтобы совершить зло; так пусть же ее друзья будут такими же внимательными, старясь сделать ей добро. Данные стихи рассказывают:
I. Об общем содержании письма, которое они послали царю, чтобы проинформировать в этом вопросе. Оно названо «обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима» (ст. 6). Дьявол клеветник братьев наших (Откр 12:10), и он осуществляет свои злобные планы, направленные против них, не только лично обвиняя их перед Богом, как в случае с Иовом, но и действуя, как лживый дух, в устах своих инструментов, которые он задействует для клеветы на них перед гражданскими властями и царями, дабы представить их ненавистными для многих и отвратительными для сильных мира сего. Не удивляйтесь, если те же самые методы используются для осуждения трезвого благочестия.
II. Кто написал это письмо. Названы заговорщики, задумавшие этот план (ст. 7), сочинители, воплотившие план в жизнь (ст. 8), и подписавшие письмо (ст. 9), то есть согласные с ним и присоединившиеся к заговорщикам, написавшим это лживое письмо. На этом примере мы видим, (1) как князья совещаются вместе против Господа и Его храма со своими компаньонами. Строительство храма не причинило бы им вреда, но они восстали против него, обеспокоенные и обозленные, возможно, потому что пророки Бога Израилева предсказали исчезновение и истребление всех богов земли (Соф 2:11; Иер 10:11).
(2) Как народы сошлись с ними во мнениях под воздействием их суетных слов. Они последовали за их призывом, не зная сути дела. Все колонии, основанные в тех местах (здесь перечислены девять) и происходившие из городов и районов Ассирии, Халдеи, Персии и других стран, откуда они пришли, через своих представителей приложили руки к этому письму. Возможно, они были настроены против вернувшихся евреев, потому что среди них проживало много представителей десяти колен, чьим имуществом они завладели, и поэтому они ревниво оберегали, чтобы те не попытались позднее вернуть его себе.
III. О содержании самого письма, которое Ездра поместил в свою Книгу, взяв его из летописи персидского царства, куда оно было включено. Хорошо, что оно есть у нас и мы можем увидеть, откуда берутся такие методы, подвергающие благочестивых людей опасности и разрушающие добрые планы.
1. Они представили себя верноподданными этого царства, которые очень беспокоятся о его интересах и славе, и постарались внушить царю мысль, что не все подданные в его владениях являются такими же верными, любящими и исполнительными, как они (ст. 14). Вот как начинается их письмо: «Так как мы едим соль от дворца царского, то есть получаем зарплату от дворца и не можем жить без этого так же, как мясо не может храниться без соли...»; или, как полагают некоторые, их содержание или вознаграждение выплачивалось солью; или их слова означали, что они воспитывались во дворце и питались от царского стола, о чем мы читаем в Книге Даниила 1:5. Это были люди, которых он собирался повысить в должности, и они действительно питались царскими яствами. «И, исходя из этих соображений, ущерб для царя не можем видеть» тем самым они побуждали его остановить строительство храма, что, безусловно, опозорило бы царя больше, чем что-то другое. Отметьте: тайная вражда к Христу и Его Церкви часто приукрашивалась притворной любовью к Цезарю и его власти. Иудеи ненавидели римское правительство, но ради достижения своей цели кричали: «Нету нас царя, кроме кесаря». Но (ссылаясь на данную ситуацию) если даже эти подданные, жившие за счет царской казны, считали себя обязанными из благодарности подобным образом содействовать интересам царя, то у нас есть намного больше оснований подобным образом убеждать себя благочестиво заботиться о славе Бога: «Так как мы получаем содержание от Бога небесного и едим соль от дворца, живем за счет Его щедрости и заботы Его провидения, поэтому не можем без негодования смотреть, как Его бесчестят, и будем делать все возможное, чтобы помешать этому».
2. Они выставили иудеев как неверных подданных, представляющих опасность для правительства, а Иерусалим мятежным и негодным городом (ст. 12), вредным для царей и областей (ст. 15). Посмотрите, как Иерусалим, радость всей земли (Пс 47:3), порицается его врагами как позор всей земли. Враги Церкви не могут причинить ей запланированное зло, пока вначале не опозорят ее. Иерусалим всегда был городом, верным своим законным правителям, и его нынешние обитатели были так же верны царю и правительству, как любая из областей. Даниил, который по рождению был иудеем, недавно доказал свою верность правителю, и наихудшие враги не смогли найти ошибок в его руководстве (Дан 6:4). Подобным образом несправедливо обвиняли Илию в том, что он возмутитель Израиля, а апостолов называли всесветными возмутителями; о Христе говорили, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, поэтому мы не должны считать странным, если так же сейчас поступают с нами. В данном письме изложена: История прошлых лет, вызывающая враждебность, где говорилось, что отпадения бывали в нем издавна и что именно за это город сей опустошен (ст. 15). Нельзя отрицать, что для данного предположения были некие предпосылки, когда Иоаким и Седекия пытались избавиться от ярма царя вавилонского, которому им не пришлось бы подчиняться, если бы они оставались верными своей религии и храму, который сейчас восстанавливают. Также следует задуматься:
[1] Что они сами и их предки были суверенными правителями, и их усилия по восстановлению своих прав (если только тем самым они не нарушали клятву), насколько мне известно, весьма оправданы и были бы успешны, если бы они предприняли правильный метод и прежде всего примирились с Богом.
[2] Что хотя иудеи и их правители были виновны в мятеже, но несправедливо на этом основании ставить несмываемое клеймо на городе, словно с этого времени навсегда его стоит называть мятежным и вредным городом. Иудеи в плену дали пример хорошего поведения, и для каждого благоразумного человека этого достаточно, чтобы отвергнуть порицание, ибо они были наставлены (и у нас есть основание надеяться, что они соблюдали это наставление) заботиться о благосостоянии города, где были пленниками, и молиться за него Господу (Иер 29:7). Поэтому было несправедливо, но не редкостью подобным образом обвинять детей в беззаконии отцов. Информация о том, что в то время там происходило, которая от начала и до конца была ложью. Они подробно доложили царю, что иудеи стены города сделали (в англ. пер.), более того, закончили их (написано на полях), и основания их уже исправили (ст. 12), хотя это было далеко ог правды. Они только начали возводить храм, построить который им велел Кир; что же касается стены, то с ней они вообще ничего не делали и не планировали восстанавливать, что следует из состояния, в котором она была много лет спустя (Неем 1:3) вся разрушена. Что даст тебе и что дал тебе язык лукавый, более того, твоя лживая рука (что еще хуже), изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми? (Пс 119:3−4). И если бы они не были полностью лишены добродетели и чести и уверены в благоволении царя, то не осмелились бы писать ему явную ложь, ибо о состоянии дел знали все соседи (см. Притч 29:12).
(3) Их предположение о последствиях были весьма беспочвенны и нелепы. Они были абсолютно уверены (и хотели, чтобы царь поверил им на слово), что если город будет построен, то не только иудеи не будут давать ни подати, ни налога, ни пошлины (ст. 13), но и (так как маленькая ложь становится большой, как только ее произносят) царь лишится своих владений за рекою (ст. 16), то есть все государства по эту сторону Евфрата будут постоянно бунтовать, побуждаемые их примером; и если правитель, владеющий этой землей, будет смотреть на все сквозь пальцы, то нанесет урон не только себе, но и своим преемникам и царской казне сделан будет ущерб. Посмотрите, что каждая строка этого письма дышала коварством и злобой старого змея.
Стихи 17−24. Данные стихи рассказывают:
I. Об указе царя Персии в ответ на информацию, содержащуюся в письме самарян, порочащем иудеев. Он позволил, чтобы ложь и обман ввели его в заблуждение, не позаботился исследовать утверждения их прошения, в которых говорилось, что в то время делали евреи, а поверил на слово в правдивость обвинения и захотел доставить им удовольствие, издав указ остановить строительство.
1. Он обратился к записям, касавшимся Иерусалима, и обнаружил, что он действительно поднимал мятеж против царя вавилонского и поэтому был (как самаряне назвали его) негодным городом (ст. 19). К тому же последним царям, правившим там, все страны заречья давали подати (ст. 20), и возникала опасность, что, как только появится возможность (которая вряд ли появилась), они вновь предъявят свои права. Так царь персидский повторил слова самарян и сделал вид, что они имеют основание для подобных предположений. Посмотрите, насколько трудна участь правителей, которым приходится видеть и слышать глазами и ушами других людей и выносить суд на основании представленной им информации, хотя часто события им представляют в ложном свете. А суд Бога всегда справедлив, ибо Он видит вещи такими, как они есть, и судит по истине.
2. Царь Персии повелел самарянам немедленно остановить строительство города, пока по этому вопросу не будут даны дальнейшие указания (ст. 21−22). Ни они в своем письме, ни он в своем указе не упоминают о храме и его строительстве, ибо и они и он знали, что у иудеев есть не только разрешение, но и указ Кира восстановить его; и даже самаряне не были достаточно самонадеянными, чтобы попытаться аннулировать его. Они говорили только о городе: «Чтоб город сей не строился (то есть со стенами и воротами); делай, что хочешь, но только чтоб не было вредного в ущерб царям» — царь не хотел, чтобы царству был нанесен урон лишь потому, что он стоял у власти.
II. Как враги иудеев воспользовались этим указом, к которому вынудили царя обманным путем; получив его, они немедленно пошли в Иерусалим (ст. 23). Ноги их бежали ко злу (Притч 1:16). Они не успокоились, пока указ на запрет, который они предъявили в качестве основания, не был вручен строителям, чтобы сильною вооруженною рукою остановить работу их. Они оскорбили царя, не только предоставив лживую информацию для получения приказа, но и исполнив его указ, ибо тот запрещал лишь строительство стены вокруг города; но, имея на своей стороне силу и власть, они истолковали его так, словно он касался и храма, ибо именно в его адрес они были недоброжелательно настроены, стремясь под любым предлогом воспрепятствовать его строительству. Конечно, основная статья указа гласила, чтобы люди перестали работать, и основывалась на их жалобе по поводу строительства стены, а они применили ее к строительству храма. Посмотрите, насколько необходимо, чтобы мы молились не только о царях, но и обо всех властях над нами и обо всех правителях, ими посылаемых, потому что тихая и безмятежная жизнь наша во всяком благочестии и чистоте в значительной степени зависит от непорочности и мудрости нижестоящих властей, равно как и верховных. В результате остановилась работа при доме Божием на какое-то время из-за наглости и могущества его врагов; и далее текст говорит, что из-за равнодушия и безразличия его друзей работа по строительству храма прекратилась до второго года царствования Дария Истаспа, ибо, как мне кажется, нить священной истории указывает, что здесь речь идет именно об этом Дарии (ст. 24). И хотя в то время строительство храма остановилось из-за дерзкого поступка самарян, но иудеи могли бы продолжать строительство, проигнорировав запрет, если бы должным образом любили свое дело; это следует из того, что раньше у них был четкий приказ царя строить его (гл. 6) и пророки обличали их в том, что они не делают этого (Езд 5:1, ср. Агг 1:1 и далее). Если бы они позаботились проинформировать Камбиса об истинном положении дел, то он, возможно, отменил бы указ; но, насколько мне известно, некоторые строители желали прекращения строительства так же, как и его противники. В некоторые периоды Церковь больше страдала от равнодушия ее друзей, чем от ярости врагов, и чаще всего из-за этого церковная работа тормозилась.
толкование Мэтью Генри на книгу Ездры, 4 глава