Глава 4
1. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. 2. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. 3. Молитесь также и о нас, чтоб Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 4. чтобы я открыл ее, как должно мне возвещать
(1. Господа, оказывайте рабам справедливое и взаимную ровность в общении, зная, что и вы имеете Господа на небесах. 2. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. 3. Молитесь также и о нас, чтоб Бог отверз нам дверь слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 4. чтобы я открыл ее, как должно мне возвещать.)
1) Господа, оказывайте. На первое место апостол ставит справедливость, разумея под ней человечность, о которой заповедал в Послании к Ефесянам (6:8). Но, поскольку рабское состояние вызывало у господ презрение, и они смотрели на рабов свысока, думая, что не связаны по отношению к ним никакими законами, Павел указывает господам на их место, коль скоро и они, и их рабы находились под властью Божией. Отсюда и должна происходить упомянутая апостолом ровность в общении.
(Взаимную ровность). Хотя другие толкователи понимают эту фразу иначе, не сомневаюсь, что под Ισότητα Павел подразумевал соразмерное (analogum) или распределительное право. И то же самое в Послании к Ефесянам он обозначает словом τά αύτά. Ибо господа властвуют над своими рабами не настолько, чтобы со своей стороны не иметь перед ними никаких обязательств. Подобно тому, как соразмерное право должно иметь силу среди всех сословий.
2) Будьте постоянны в молитве. Апостол возвращается к общим увещеваниям, в которых не следует искать строгого порядка. Ведь в таком случае апостол должен был бы начать с молитвы. Но здесь он мало заботится о порядке. В молитве же апостол расхваливает два качества. Первое — постоянство, и второе — пылкость или искренность. И, говоря: будьте постоянны, — Павел призывает нас к стойкости. Бодрствование же он противопоставляет равнодушию и колебаниям. Сюда же апостол присоединяет и благодарение, ибо в нужде следует просить Бога так, чтобы, между тем, не забывать и об уже полученных от Него благодеяниях. Кроме того, мы не должны быть чрезмерно назойливы, не должны роптать и раздражаться, если Бог не сразу исполняет наши желания, но спокойно принимать все, что Он нам посылает. Таким образом, нам необходимо двоякое благодарение, о котором кое-что было сказано в Послании к Филиппийцам (4:6).
3) Молитесь также и о нас. В словах апостола нет притворства. Коль скоро Павел осознавал свою нужду, он искренне желал получить помощь от молитв колоссян и был убежден в том, что они принесут ему пользу. Но тогда кто же посмеет сегодня презирать ходатайство братьев, если сам Павел признается в том, что в нем нуждается? Действительно, Господь не напрасно установил среди нас подобное упражнение в любви, заключающееся в том, чтобы мы обращались к другим людям с просьбой о молитве. Итак, каждый по отдельности не только должен молиться за братьев, но и, со своей стороны, просить у них молитвенной помощи всякий раз, как это будет нужно.
Однако по-детски звучит довод папистов, выводящих отсюда, что надо обращаться с просьбами к умершим. Ибо что общего у этих двух случаев? Павел вверяет себя молитвам братьев, с которыми, как он знал, Бог заповедал ему общаться. И кто же будет отрицать, что это обоснование никак не подходит к умершим? Поэтому, отставив в сторону подобные нелепости, вернемся к Павлу. В том, что он призывает других оказать ему помощь, мы, действительно, видим пример замечательной скромности. Но одновременно мы узнаем, что постоянная защита благовестия — весьма трудное дело, особенно когда нам грозит какая-то опасность. Ведь апостол не без причины хочет, чтобы поместные церкви помогали ему в этом деле. Подумаем также об удивительном рвении Павла. Апостол заботится не о своем спасении, просит церкви молиться не об избавлении его самого от смертельной опасности. Павел хочет лишь непобедимо и бестрепетно стоять в исповедании Евангелия. Он решительно предпочитает собственной жизни славу Христову и евангельскую проповедь. Впрочем, под дверью слова апостол имеет в виду то же самое, что и под отверзанием уст в Еф 6:19, Устами же Христос также называет премудрость. Ибо второе речение отличается от первого не по смыслу, а только по форме.
Используя изящную метафору, Павел высказывает мысль о том, что уверенно проповедовать Евангелие для нас ничуть не легче, чем ломиться сквозь закрытую на засов дверь. Ибо это — воистину дело Божие, как сказал и Христос (Мф 10:20): не вы говорите, а Дух Отца вашего говорит в вас. Поэтому, указав на трудность такого дела, апостол еще больше поощряет колоссян к молитве, свидетельствуя, что говорить правильно мы можем лишь тогда, когда нашим языком управляет Господь. Кроме этого, апостол основывается здесь на достоинстве предприятия, называя Евангелие тайной Христовой. Ибо в таком деле нельзя работать спустя рукава. И, наконец, Павел упоминает об опасности, грозившей лично ему.
4) Как должно. Эта фраза еще больше подчеркивает трудность проповеди. В ней апостол намекает на то, что проповедь — далеко не обычное дело. В Послании к Ефесянам он добавляет слова: 'ίνα παρρήσιάσωμαι. Отсюда явствует, что Павел желал для себя бестрепетного упования, подобающего величию Евангелия. Апостол ведет здесь речь только об одном: он хочет получить благодать, чтобы исполнить вверенное ему служение.
Поэтому будем помнить: в этом отрывке Павел предписывает нам правило, состоящее в том, что мы должны не отступать перед яростью врагов, но стремиться обнародовать Евангелие, невзирая даже на грозящую нам смерть. И поскольку это превосходит наши силы, нам подобает постоянно молиться о том, чтобы Господь не отнял у нас духа упования.
5. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. 6. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, чтобы вы знали, как отвечать каждому. 7. О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8. которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 9. с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
(5. Мудро поступайте по отношению к внешним, искупая время. 6. Слово ваше да будет всегда в благодати, приправлено солью, чтобы вы знали, как отвечать каждому. 7. Все мои дела вам расскажет Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8. которого я для того послал к вам, чтобы вы узнали о моем состоянии, и утешились сердца ваши, 9. с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.)
5) Обходитесь благоразумно (мудро поступайте). Внешних апостол противопоставляет своим по вере. Ибо Церковь подобна государству, граждане которого — все верующие. Они связаны друг с другом и взаимно друг другу близки. Неверующие же для Церкви — совершенно чужие люди.
Но почему тогда Павел ведет речь прежде всего о них? На это есть три причины. Во-первых, не следует создавать для слепых дополнительное препятствие. Ибо весьма часто по собственному неразумию мы причиняем неверующим вред и раним их души так, что они все больше удаляются от религии. Кроме того, неверующим нельзя давать повод поносить Евангелие и, таким образом, подвергать насмешкам имя Христово. И, наконец, пребывая в их среде, мы не должны оскверняться их нечистотою и подвергаться обмирщению.
Сюда же относится и следующая фраза: искупая время. Ибо жизнь верующих подвержена многим опасностям. В Послании к Ефесянам (5:16) апостол указывает на причину этого повеления, говоря: ибо дни злы. Он имеет в виду, что при такой испорченности мира сего надо пользоваться любой возможностью для совершения добрых дел, преодолевая любые препятствия. Итак, чем больше соблазнов встречается на нашем пути, тем прилежнее следует остерегаться споткнуться на нем или остановиться из-за собственной лени.
6) Слово ваше. От слова апостол требует приятности, которая весьма полезна и привлекает внимание слушающих. Здесь он осуждает не только явно нечестивые и злые речи, но также никчемные и праздные, и поэтому велит приправлять слова солью. И у мирских людей имеется своя соль, но апостол говорит здесь не о них. Больше того, поскольку шутки обычно нравятся людям и вызывают у них благоволение к говорящему, апостол косвенно отваживает верующих от привычки шутить. Ибо все не назидающее он считает откровенно глупым. В том же самом смысле Павел использует слово «благодать». Здесь она противопоставлена говорливости, ругательствам и любой вздорной болтовне, которая либо наносит вред, либо не приносит никакой пользы.
Чтобы вы знали. Тот, кто приучил себя к осмотрительности в словах, не будет попадать во многие глупые ситуации, в которых время от времени оказываются говорливые и болтливые люди, но, постоянно упражняясь, приобретет опытность в том, чтобы правильно и уместно отвечать вопрошающим. И наоборот, пустые люди неизбежно будут выставлять себя на посмешище всякий раз, как их о чем-либо будут спрашивать. И в этом говорливость их получит свое заслуженное воздаяние. По словам апостола, верующие должны знать не только что, но и как отвечать, причем не всем без различия, а каждому. Ведь относиться к людям избирательно — далеко не последняя черта благоразумия.
7) О мне (мои дела). Здесь апостол как бы дает колоссянам залог, удостоверяющий их в его огромной о них заботе. Ибо, будучи в тюрьме и находясь в смертельной опасности, Павел, думает не о себе, а о них, посылая к ним Тихика. И в этом поступке проявляется как рвение, так и благоразумие святого апостола. Ибо то, что он, пребывая в узах и подвергаясь крайней опасности ради Евангелия, не перестает, тем не менее, продвигать дело благовестия и заботиться обо всех церквях, — говорит о многом. Таким образом, телом апостол пребывал в заточении, а духом — своими заботой и попечением — везде и повсюду.
То же, что он посылает человека, пригодного и усердного к тому, чтобы должным образом утвердить колоссян и противостоять хитрости лжеапостолов, говорит о его благоразумии. Кроме того, о нем же говорит и то, что Павел хочет оставить у себя Епафраса до тех пор, пока колоссяне не поймут, какое согласие в учении царит между всеми истинными учителями, и не услышат от Тихика то же, о чем ранее говорил им Епафрас. И мы, со своей стороны, должны прилежно размышлять над подобными примерами, чтобы они побудили нас подражать усердию апостола. Имя же Онисима Павел приводит для того, чтобы посольство Тихика пользовалось еще большим авторитетом. Хотя не ясно, кто такой был этот Онисим. Маловероятно, что он был рабом упоминаемого Павлом Филимона, коль скоро прозвище вора и беглеца могло бы вызвать к нему презрение. Обоих своих посланников апостол наделяет почетными титулами, и в особенности Тихика, исполнявшего тогда учительское служение.
10. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, — о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его, — 11. также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. 12. Приветствуют вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. 13. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
(10. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, родственник Варнавы, — о котором вы получили приказания: если придет к вам, чтобы приняли его, — 11. также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне утешением. 12. Приветствуют вас Епафрас, который от вас, раб Иисуса Христа, всегда ратоборствующий за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всей волей Божией. 13. Ибо свидетельствую о нем, что он имеет великое усердие о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.)
10) Заключенный вместе со мною. Отсюда явствует, что к Павлу после того, как его привели в Рим, приходили кое-какие люди. Враги, вероятно, предполагали, что опасность общения с Павлом отвратит всех благочестивых от оказания ему помощи. И на какое-то время их ожидания оправдались. Но затем, собравшись с духом, некоторые верующие все-таки побороли свой страх.
Примите его (чтобы приняли его). Некоторые кодексы гласят: примите, — в повелительном наклонении. Но это весьма натянуто. Ибо апостол имеет в виду тот же вид повеления, который ранее уже давал колоссянам. Таким образом, здесь содержится совет либо Варнавы, либо Марка, причем второе более вероятно. В греческом тексте в этом месте стоит инфинитив, но его следует переводить так, как перевел я. Обратим внимание на то, что апостолы весьма усердно раздавали рекомендации, отличавшие испытанных мужей от лжебратий, притворщиков, мошенников и многих заблуждающихся. И подобное усердие чрезвычайно необходимо сегодня нам. Причем, как потому, что испытанных учителей обычно принимают холодно, так и потому, что доверчивые и глупые люди, как правило, чрезмерно благосклонны к разным мошенникам.
11) Они — единственные сотрудники. Единственные из обрезанных. Ибо затем апостол называет и других, но принадлежавших к необрезанным. Итак, Павел хочет сказать, что в Риме было мало иудеев, помогавших благовестию. Скорее, напротив: все они противились Иисусу Христу. Под сотрудниками же апостол имеет в виду тех, кто обладал необходимыми дарованиями для провозглашения Евангелия. Но тогда, где же в это время был Петр? Действительно, либо Павел недостойно умолчал о Петре, тем самым его оскорбив, либо баснословят утверждающие, будто Петр находился в то время в Риме. Далее, Царством Божиим апостол называет Евангелие. Ибо оно — жезл, с помощью которого Бог царствует над нами, и через него мы усыновляемся к вечной жизни. Однако более подробно это выражение рассмотрено в другом месте.
12) Всегда подвизающийся (всегда ратоборствующий). Здесь мы видим пример доброго пастыря, который не забывал о своей церкви и заботился о ней, даже будучи за морем. Отметим здесь силу этой фразы, заключающуюся в глаголе «ратоборствовать». Хотя апостол хотел, прежде всего, выразить пламенность чувств этого человека, он одновременно увещевает колоссян не считать бесполезными молитвы своего пастыря, но скорее думать о них как о надежной помощи, не способной обмануть их ожидания. И, наконец, из слов Павла мы заключаем: совершенство христиан состоит в том, что они исполнены воли Божией и не ищут совета о том, как жить, где-либо еще.
14. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. 15. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. 16. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. 17. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. 18. Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
(14. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. 15. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. 16. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. 17. Скажите Архиппу: смотри за служением, которое ты принял в Господе, чтобы тебе исполнить его. 18. Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать с вами. Аминь.)
14) Приветствует вас Лука. Я не согласен с теми, кто под Лукою понимает здесь Евангелиста Луку. Ибо, на мой взгляд, его известность в рекомендациях не нуждается, и Павел, веди он речь о нем, высказал бы в его адрес более значимую похвалу. Павел без всякого сомнения назвал бы его своим помощником или, по крайней мере, верным спутником и соратником. Поэтому я предположил бы, что Евангелист Лука тогда отсутствовал, и Павел называет его врачом, чтобы отличить его от другого Луки. Хотя я не говорю об этом, как о чем-то несомненном, но лишь делаю предположение. Упомянутый же апостолом Димас, без всякого сомнения тот самый, на отступничество которого Павел пожалуется впоследствии, 2Тим 4:10.
Слыша же о домашней церкви Нимфана, будем знать: на примере одной семьи нам предписывается, какими должны быть все христианские семьи, а именно: все они должны быть церквями. Поэтому пусть каждый из нас знает о возложенном на него бремени воспитывать семью в страхе Господнем, удерживать ее в святой дисциплине, и, в конце концов, создать из нее образ церкви.
16) И в Лаодикийской церкви. Поэтому, хотя послание это надписано «к колоссянам», оно должно приносить пользу и другим. И то же самое следует думать о прочих посланиях. Все они были предназначены конкретным церквям, но коль скоро в них содержится вечное — общее для всех веков — учение, не важно, какая на них стоит надпись. И данное здесь апостолом повеление читать послание распространяется также и на нас.
О другом же упомянутом Павлом послании ложно думали, будто оно написано им самим. И дважды заблуждаются считающие, что Павел писал к лаодикийцам. Я не сомневаюсь, что речь здесь идет о послании, адресованном самому Павлу, чтение которого было бы полезно для колоссян. Ведь соседствующие города обычно имеют друг с другом много общего. Но то, что какой-то вертопрах посмел под этим предлогом подсунуть совершенно чуждое духу Павла послание — воистину великое мошенничество.
17) Скажите Архиппу. Можно предположить, что этот Архипп в отсутствие Епафраса исполнял обязанности пастыря. Возможно, сам по себе он не был настолько крепок, чтобы не нуждаться в увещеваниях и поощрениях со стороны других. Поэтому Павел хочет, чтобы в воодушевлении его принимала участие вся церковь. Апостол мог бы увещевать Архиппа и от себя лично, но он поручил это дело колоссянам, давая им понять, что они сами также должны воодушевлять своих пастырей, если видят их холодность, и если сами пастыри согласны принимать увещевания от церкви. Великой властью наделены служители Церкви, но и они связаны определенными правилами. Поэтому, если служители хотят учить других, они должны и сами выказывать обучаемость.
Упомянув же вторично о собственных узах, Павел подчеркивает тяжесть своих трудов. Он помнил о человеческой немощи и без сомнения ощущал в себе отдельные ее уколы, когда просил всех благочестивых не забывать о его стесненном положении. Впрочем, то, что апостол полагался на предназначенную ему от Господа помощь, вовсе не говорит о его отчаянии.
Собственноручная же подпись, как было показано в другом месте, свидетельствует о том, что тогда распространялись подложные апостольские послания, и подобные подлоги крайне необходимо было предотвращать.
комментарии Жана Кальвина на послание к Колоссянам, 4 глава