11:1−14 Второй эпизод видения сосредоточен на деятельности двух свидетелей Божиих. Подобно Моисею и пророку Илии, эти свидетели творят поразительные чудеса (11:5−6). В видение вплетаются и другие ветхозаветные мотивы. Упоминание в связи с этим двух маслин и двух светильников (11:4) указывает на связь свидетелей с видением пророка Захарии 4:1−14; деревья, вероятно, символизируют служения Зоровавеля и Иисуса: иудейского священника и правителя. Таким образом, свидетели откровения — это посланцы Бога. Их противостояние зверю (11:7−10) напоминает о борьбе с могучими царствами в книге пророка Даниила.
Некоторые аспекты этого видения не поддаются однозначному истолкованию. Возможно, имеются в виду две конкретные личности: либо два христианских провозвестника, которые были замучены незадолго до падения Иерусалима, либо два пророка, которые появятся перед Вторым пришествием Христа. Но их уподобление двум светильникам (11:4) позволяет думать, что это символические фигуры, олицетворяющие свидетельство церквей, упомянутое в 1:20. В таком случае, скорее всего, они символизируют церкви, а не конкретных людей.
11:1−2 Это описание напоминает падение Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Исходя из предположения, что книга Откровение была написана ранее, некоторые толкователи рассматривали повествование 6:1 — 11:19 как пророчество, относящееся к падению Иерусалима. Но с таким же успехом текст 11:1−2 может служить прообразом того, как народ Божий будет сохранен среди бедствий. Храм олицетворяет присутствие Божие на земле, главным образом — в Его народе. Измерение храма означает всеведение Божие: Ему все ведомо, и Он обо всем печется (Иез, гл. 40; 41). Жертвенник и поклоняющиеся там представляют собой тех, кто истинно чтит Бога; они запечатлены и находятся под Его защитой (7:1−17). Разрушение внешнего двора представляет собой гонения на народ Божий извне.
11:2 сорок два месяца. Период бедствий и острого противостояния народа Божия и его противников (13:5) указан в днях — 1260 (11:3; 12:6). Он называется также периодом «времени, времен и полвремени», т.е. трех с половиной лет (12:14), что составляет половину от семи лет и символически указывает на укороченный вдвое полный период страданий. Основные черты его можно найти в книге Даниила (7:25), что, в свою очередь, связано с Дан 9:27; Дан 12:7,11−12. Некоторые толкователи предполагают период скорби продолжительностью в сорок два месяца незадолго до Второго пришествия. Но подобно другим числам в Откровении, и это может иметь чисто символический характер, связанный с текстом 11:9,11, где говорится о трех с половиной днях. В таком случае оно указывает лишь на то, что преследование ограничено во времени.
11:7 зверь. См. ком. к 13:1−10.
11:8 на улице великого города. Из этого стиха многие толкователи делают заключение, что в тексте 11:1−19 подразумевается Иерусалим (см. ком. к 11:1−2). Но символику города можно понимать весьма различно. Это земной град, представляющий человечество и земную цивилизацию, восставших против Бога; это — Содом, Вавилон, Египет, древний Рим, современные города и последние отступления перед Вторым пришествием.
11:9 три дня с половиною. См. ком. к 11:2.
из народов и колен, и языков и племен. См. ком. к 5:9.
11:10 живущие на земле. См. ком. к 6:10.
11:11−12 Если два свидетеля являются конкретными лицами, то их воскресение, видимо, необходимо понимать буквально. Если свидетели символизируют церкви, то их воскресение — это победа христианского свидетельства после периода жестокого гонения (6:9−10; 20:1−6). См. ком. к 11:1−14.
11:15−19 Второй цикл судов (8:2 — 11:19) завершается повторным описанием Второго пришествия, при этом ударение делается на последнем суде (ст. 18) и на триумфальной победе Божиего царственного владычества (ст. 15 и 17).
11:19 храм Божий на небе. См. ком. к 4:1 — 5:14.
ковчег завета. Ковчег был самым священным предметом в храме (Исх 25:10−22). Обычно он был скрыт за храмовой завесой. Явление этого самого сокровенного предмета означает, что Бог явил в полной мере Свою славу, как славу Своего закона (выраженного в словах завета), так и Свою милость (которая находилась под покровом).
комментарии Женевской Библии на Откровение Иоанна, 11 глава