7:1−28 Основная идея данного раздела — обетование, данное в Пс 109:4, исполнилось в Иисусе Христе. Первосвященническое служение Иисуса изъясняется в образах Ветхого Завета на основании Быт 14:17−20 и Пс 109:4.
7:1 царь Салима. Здесь подчеркивается, что Мелхиседек был не только первосвященником, но и царем. Являясь прообразом Христа, он косвенно свидетельствует, что Иисус также является и Первосвященником, и Царем. Салим — древнее название Иерусалима.
7:2 царь правды. Мелхиседек — имя, состоящее из двух слов: «мелек» (евр.) — «царь», «цедек» (евр.) — «праведность».
7:3 Существует предположение, что Мелхиседек — это Христос, явленный до воплощения, однако это трудно увязать с аналогиями, проводимыми в данном послании: 1) о Мелхиседеке сказано, что он уподобляется Сыну Божию (что никак не может быть сказано о Христе, поскольку Он и есть Сын Божий); 2) Сын стал Первосвященником «по чину Мелхиседека» (6:20) позднее — после воплощения, искупительной смерти и воскресения. Далее, в Быт, гл. 14, сказано, что Мелхиседек — живой человек (а не исключительно духовная сущность), поскольку он имеет определенный социальный статус — царь Салима, — что, в свою очередь, противоречит ветхозаветной теофании (богоявлению) — всегда очень непродолжительной по времени и имеющей место в исключительных случаях.
без отца... матери... родословия. В отличие от всех ветхозаветных личностей, Мелхиседек описан исключительно лаконично. Дух Святой сообщил о нем только то, что позволяло увидеть в нем прообраз Христа.
7:4−10 Два момента свидетельствуют о превосходстве священнического служения Мелхиседека над служением священников из рода Левия: Авраам принес Мелхиседеку десятину (ст. 4−6; 8−10), а Мелхиседек благословил Авраама (ст. 6 и 7).
7:5 сынов Левиных. Ветхозаветные священники избирались только из левитов. Левит же — потомок Авраама (Чис 18:21−29).
7:7 меньший благословляется большим. Авраам, как «меньший», принес десятину, Мелхиседек, как «больший», благословил его. Заслуживает особого внимания, что обе стороны безусловно признавали и принимали такое положение вещей.
7:8 человеки смертные. Т.е. левиты. Мелхиседек, в отличие от них, имеет свидетельство, что «он живет». Это свидетельство, содержащееся в Пс 109:4, приводится автором в 5:6 и является основанием для аллюзии в 6:20 и 7:3.
7:9 в лице Авраама дал десятину. Еще не рожденный Левий (глава священнического рода в ВЗ) потенциально был представлен своим предком Авраамом. Данный аргумент не следует переосмысливать в свете того, что все потомки Авраама участвовали в том, что он совершал или имеют к этому непосредственное отношение. Также нет оснований строить теорию о «предсуществовании» Левия.
7:11 совершенство... посредством левитского священства. Имеется в виду, что левитское священство не давало постоянного и свободного доступа к Богу. Как и в 4:8 и 8:7, автор подчеркивает, что ветхозаветные обетования свидетельствуют о несовершенстве самого закона и указывают на свое исполнение в «последние дни» (1:2). с ним сопряжен закон народа. Левитское священство являлось установлением, которое, как и закон Моисея, не столько способствовало примирению с Богом, сколько постоянно напоминало о грехе, но было против него бессильно. Левиты, в сущности, — составная часть закона и обслуживали именно его.
7:13−28 Различие между Иисусом и левитами. Иисус произошел не из колена Левина, а из колена Иудина (ст. 14); Он живет вечно (ст. 16); Его первосвященническое служение зиждется на клятве Самого Бога (ст. 20).
7:16 жизни непрестающей. Предвечное священство Иисуса (Пс 109:4) основано на силе самой жизни, Источником которой Он является (Рим 6:9−10).
7:19 См. ком. к ст. 11.
лучшая надежда. См. 6:17−18 и ком.
7:21 без клятвы. О клятве Божией говорится в Пс 109:4.
7:22 завета. Лучший завет был обетован еще в ветхозаветные времена (см. Иер 31:31−34).
поручителем. Греческое слово, переведенное здесь как «поручитель» в Новом Завете встречается только здесь. Иисус Христос не гарант исполнения обещания, Он Сам является сутью того, что обещано, поскольку Он — источник вечной жизни (ст. 16), поэтому Его завет — лучший.
7:23 священников было много. Священство смертных священников было преходяще, поэтому они не могли обеспечить ничего сколько-нибудь длительного.
7:26 святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников. См. статью «Безгрешность Иисуса».
7:27 Различие между Иисусом и левитским священством заключается также в необходимости для них постоянного очистительного жертвоприношения. Иисус же, Сам не нуждающийся в очищении от греха, принес Себя в жертву за многих раз и навсегда.
7:28 В этом стихе конкретизируются различия между ветхозаветным священством и Иисусом. Во-первых, ветхозаветные священники ставились на служение по закону, а не в связи с клятвой Божией (ст. 20), тогда как Иисус стал Первосвященником по клятве Божией (ст. 21). Во-вторых, временное служение несовершенных и грешных (ст. 27) людей сопоставимо с вечным служением безгрешного Сына Божия.
комментарии Женевской Библии на послание к Евреям, 7 глава