10:1−12 Эта глава содержит упрек народу иудейскому и, в особенности, его вождям за то, что они искали мудрости и советов у идолов (ст. 2). На проявленное народом своеволие Бог отвечает, что Он Сам будет его пастырем. Мессия часто изображается в облике Пастыря-Царя, подобно Давиду (Иез 34:1−31; Иер 23:1−8).
10:1 Просите у Господа дождя. Благословения, обещанные в 9:17, будут дарованы в зависимости от соизволения Божиего. В Ветхом Завете даруемые свыше духовные и материальные блага тесно взаимосвязаны между собой.
10:2 терафимы... вещуны... рассказывают сны лживые. Терафимы — идолы, почитавшиеся как домашние божества (Быт 31:19). Попытки с помощью оккультных методов предсказывать будущее запрещены народу Божиему (Втор 18:9−13). Свою мудрость народ получает от слова Божиего (Притч 1:7).
нет пастыря. Вожди Израиля и Иудеи часто были упрекаемы в том, что управляли народом Божиим не в согласии с волей Господа.
10:3 На пастырей воспылал гнев Мой... посетит Господь Саваоф стадо Свое. См. Иез 34:1−31.
славного коня. Коня, снаряженного для битвы. Символ силы иудейского народа, которая опирается на всемогущество Божие (ст. 6).
10:4 краеугольный камень... гвоздь... лук для брани... все народоправители. Указания на Мессию. Иисус был из колена Иудина (Евр 7:14) и пришел во исполнение обетования пришествия Властителя, Который покорит всех земных владык. См. ком. к Быт 49:10 и Мих 5:2.
10:6 Я Господь Бог их, и услышу их. Еще одно важное подтверждение проистекающей из завета связи между Богом и Его народом. Бог спасает Свой народ в силу Своей вечной верности ему (8:8 и ком. и Иер 33:3).
10:8 дам... знак. Евр: «свистну». Это же выражение использует Исаия (5:26), говоря о том, что Бог призовет ассирийское войско.
соберу. Из чужих стран, по которым они были рассеяны (Втор 30:1−10).
так же многочисленны, как прежде. Во исполнение обещания, данного Богом в завете Аврааму (Быт 15:5; Быт 17:6).
10:10 земли Египетской... Ассирии. Когда Бог приведет Свой народ обратно в землю обетованную, то это будет словно второй исход. Как и при первом исходе, некоторая часть язычников испытает на себе спасительную благодать Божию (Ис 19:25). В ст. 10−12 пророк оповещает о грядущем пришествии Христа в мир. Истинное искупление и радость отеческой любви Божией придут от Господа Иисуса Христа.
10:11 гордость Ассура... скипетр... у Египта. Когда народ Божий покидает земли других народов, Бог выносит этим народам осуждение, как Он сделал по отношению к Египту при первом исходе.
10:12 Укреплю их... они будут ходить во имя Его. Господь Сам становится источником силы для Своего народа (Ис 40:28−31; Флп 4:13). «Ходить во имя Его» означает опираться на руководство и мудрость Господа во всем, что мы делаем (Втор 6:4−9).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Захарии, 10 глава