45:1−7 Господь воздвиг Кира против Вавилона, дабы тот исполнил Его спасительную волю.
45:1 Так говорит Господь. См. ком. к 43:1.
помазаннику. Этот исключительный по своему высочайшему достоинству эпитет, применяемый в данном стихе к чужеземному царю, обычно допускался лишь в отношении патриархов (Пс 104:15), пророков, первосвященников и царей Израиля и Иудеи, а также членов нового сообщества завета (Авв 3:13) и, в особенности, Мессии (Дан 9:25). Вне всяких сомнений, именование Кира помазанником потрясло современников Исаии (45:9−10).
правую руку... поясы. Кир правит не своей, но Божией властью (41:2; 48:14; ср. Пс 2:8−9; Пс 109:1). Держать кого-либо за правую руку — во всем помогать.
45:2 Я. В древнееврейском тексте на это местоимение приходится логическое ударение.
уровняю... сломаю. Ничто не будет препятствием для раба Божиего (ср. Пс 106:16).
двери. Исполнением этого пророчества можно считать день, когда Кир приблизился к воротам Вавилона и нашел их отворенными (44:27 и ком.).
45:3 сокровища... богатства. В 546 г. до Р.Х. Кир овладел баснословным богатством царя Лидии Креза.
Я Господь. См. ком. к 41:4.
по имени. Господь выпестовал Кира и знает его так же близко, как и прочих Своих чад (см. ком. к 43:1).
Бог Израилев. См. ком. к 37:16.
45:4 раба. См. ком. к 20:3.
почтил. Господь почтил Кира, назвав его Своим слугой и пастырем (44:28). См. ком. к 43:4.
ты не знал Меня. Кир продолжал оставаться язычником.
45:6 Я Господь. См. ком. к 41:4. Власть Божия простирается над творением и историей, над бедствием и благополучием, над судом и искуплением.
45:8 небеса... земля. Вселенная должна приготовиться к новому искупительному деянию Господа, которое пророк называет «правда» или «праведность» (1:21 и ком.) и «спасение» (12:2 и ком.; 26:17−18 и ком.).
45:9 Очевидно, этот стих относится к Израилю.
45:13 не за выкуп. Т.е. не из корысти, а по велению сердца.
45:14 Так говорит Господь. См. ком. к 43:1.
Египтян... Савейцы. См. ком. к 43:3.
повергнутся... будут умолять. Народы, ставшие свидетелями всесильного пребывания Бога со Своим народом (2:2−4; ср. Пс 67:32), с покорностью склонятся перед Ним.
45:15 Бог сокровенный. Господь сокрыт от людей в Своем гневе и чудесных деяниях (8:17; 54:8; 55:8−9), однако доступен им в откровении (48:5−8). Даже язычники исповедуют, что пути Божий неисследимы.
45:17 спасением вечным... во веки веков. Господь не похож на людей и идолов, которые не властны над будущим (ср. Евр 5:9).
45:18 так говорит Господь. См. ком. к 43:1.
не напрасно. Смысл этих слов в том, что Господь сотворил землю не пустой, а пригодной для жизни. Это же древнееврейское слово переведено как «пуста» в Быт 1:2, где говорится о первозданном хаосе в начале творения, и «напрасно» в ст. 19. Подобно тому как творение не ограничилось созданием пустой и голой земли, стремление людей узнать своего Бога не может оказаться бесплодным.
45:19 Не тайно... не в темном месте земли. Божественное откровение предназначено к тому, чтобы быть обнародованным. Знание воли Божией не является прерогативой избранных — пророков и мудрецов.
ищете Меня. Господь охотно и искренне идет навстречу тому, кто ищет Его (55:3).
45:21 возвестил это. Данные слова относятся к всеобъемлющему спасению человечества, которому содействовал и Кир, повелев отпустить евреев на родину (см. ком. к 40:1 — 55:13; 44:24 — 45:13).
45:23 Мною клянусь. Залогом исполнения обетовании Божиих является Его им (62:8; Быт 22:16; Исх 32:13; Евр 6:13−18). Обычно при клятве призывается в свидетели и гаранты имя человека, стоящего выше клянущегося в общественной иерархии. Над Господом нет никого, поэтому Он клянется Собой. слово. Т.е. обетование окончательного спасения, которое наступит после возмездия и суда (40:8; 55:10−11).
всякое колено... всякий язык. Данные слова формулируют конечную цель истории спасения (Рим 14:11; 1Кор 15:25; Флм 2:10−11).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 45 глава