Автор
Автор Книги Есфири нам неизвестен, однако описание истории установления праздника Пурим, подробностей жизни персидского двора, народных обычаев, знание географии царства побуждают предположить в нем персидского еврея, проживавшего в Сузах, пламенного патриота, обладавшего писательским талантом.
Время и обстоятельства написания
Книга Есфири была составлена не ранее V в., когда происходили описанные в ней события, и не позднее I в. до Р.Х. В настоящее время многие ученые склонны датировать книгу концом V или началом IV в. до Р.Х. Подтверждением этой даты, по их мнению, служат особенности языка автора, его благорасположение к персидскому царю и язычникам.
Книга Есфири написана с целью объяснить последующим поколениям обстоятельства установления праздника Пурим, который и сегодня празднуется евреями.
Трудности истолкования
Подлинность книги сильно оспаривалась, хотя особое отношение автора к празднику Пурим должно было послужить для евреев веским доводом в пользу включения книги в иудейский канон. Возражения христиан, оспаривавших священный характер Книги Есфири, сводятся, в частности, к тому, что ее нет в самых ранних списках канонических книг, что на нее нет ссылок в НЗ, что в ней отсутствуют прямые упоминания о Боге, она не имеет явного религиозного значения, и, кроме того, книга пропитана национализмом и духом отмщения. Часть этих возражений была, однако, снята после того, как церковь ввела в канон расширенную версию Книги Есфири. В книгу дополнительно вошли сон Мардохея о грядущем уничтожении евреев и молитвы Мардохея и Есфири об избавлении от этой беды.
Вследствие закрепления за Книгой Есфири статуса канонической события, описанные в ней, стали частью повествования о великом Божием деле спасения человечества, которое совершается в процессе истории.
Характерные особенности и темы
Книга выражает любовь, верность и заботу Божий к Своему народу, живущему в рассеянии. Божия община не оставлена Господом, несмотря на ее неверность. Она живет в плену, как овцы среди волков. Она не может ответить на предлагаемое ей обожествление людей, противное Богу. Книга служит Израилю примером набожности и чистоты нравов среди роскоши восточного двора, так же как и образцом добросовестного соблюдения Моисеева Закона языческом окружении.
Благодаря готовности царицы Есфири пожертвовать своей жизнью ради народа и ее заступничеству перед царем она стала посредницей в спасении Израиля.
В описании помилования Есфири, когда она касается золотого скипетра, указывается на милость, дарующуюся каждому, кто обращается со смиренной просьбой к Царю царей.
В книге переплетаются несколько ключевых тем. Тема пиров, служащая фоном, на котором происходят основные события, как бы постепенно подводит к торжествам по случаю праздника Пурим, которым заканчивается повествование, и противопоставляется теме поста (4:3,16; 9:31). Тема послушания и непослушания также проходит через всю книгу: проявленное царицей Астинь непослушание (гл. 1) ставит Есфирь перед сложной проблемой — как сохранить покорность по отношению к Мардохею (2:10,20; 4:8−16) и одновременно не нарушить закон (4:11,16; 5:1−2). Отказ Мардохея поклониться Аману квалифицируется как непослушание всех евреев (3:2−8), и вместе с тем он готов выполнить указания Есфири (напр., 4:17) и служить как персидскому царю, так и благородным целям еврейского народа (напр., 10:3). Тема избавления еврейского народа, наиболее ярко звучащая в 4:14, является стержнем повествования. Торжества на празднике Пурим знаменуют покой и избавление от врагов (9:16,22, ср. Втор 25:19)
Содержание
I. Отстранение царицы Астинь (1:1−22)
II. Возвышение царицы Есфирь (2:1−18)
III. Раскрытый заговор (2:19−23)
IV. Возвышение и заговор Амана (3:1−15)
V. Ответный план Мардохея (4:1−17)
VI. Приход царицы Есфирь без вызова к царю (5:1−8)
VII. Аман намеревается повесить Мардохея (5:9−14)
VIII. Унижение Амана и награда Мардохею (6:1−13)
IX. Окончательное устранение Амана (6:14 — 7:10)
X. План избавления (8:2−17)
XI. Победа еврейского народа (9:1−19)
XII. Установление праздника Пурим (9:20−32)
XIII. Эпилог (10:1−3)
комментарии Женевской Библии на книгу Есфирь, введение