14:1−17 Летописец повествует, что, несмотря на постигшую Давида неудачу (13:1−14), Бог утвердил и благословил его царствовать над Израилем. Здесь рассказывается о приготовлениях к строительству дворца для Давида (14:1−2), о детях, родившихся у Давида в Иерусалиме (14:3−7) и о его победе над филистимлянами (14:8−17).
14:1 послал Хирам, царь Тирский, к Давиду послов. Речь идет о международном признании Давида.
14:2 утвердил его Господь царем... ради народа его. Давид осознал, что его утверждение на царском престоле было благословением, ниспосланным народу.
14:3 и родил Давид еще. Увеличение количества детей свидетельствовало о благословении Божием, обращенном на Давида и на его столицу Иерусалим (см. 3:4−9; а также ком. к 13:13).
14:8−12 Своей победой над филистимлянами Давид противопоставляется Саулу, потерпевшему поражение (10:1−7). Давид перед битвой вопрошает Господа (14:10,14), Саул в той же ситуации обращался за советом к волшебнице (10:13). Победа Давида противопоставлена также и его неудачной попытке перенести ковчег в Иерусалим (13:1−14). Если ранее Господь поразил Озу (13:11), то теперь Давид заявляет, что Он сломил филистимлян (14:11).
14:8 над всем Израилем. См. ком. к 11:1.
14:12 повелел... и сожжены они. Этого выражения нет в традиционном древнееврейском (масоретском) тексте 2Цар 5:21. Оно встречается в других манускриптах и, возможно, было в той версии книги Царств, которой пользовался летописец. Повелев сжечь изваяния богов филистимлян, Давид поступил по предписанию закона Моисеева (Втор 7:5,25).
14:17 страшным для всех народов. Летописец подчеркивает, что Давид снискал международную известность и признание (см. ком. к 14:1). В сражениях с врагами Давид одержал славную победу; в его победе соседние народы увидели проявление Божественной силы и устрашились (Нав 2:11; 2Пар 17:10; 2Пар 20:29).
комментарии Женевской Библии на первую книгу Паралипоменон, 14 глава